Принципы сетевого нейтралитета

Обслуживать всех одинаково!

Одно из определений интернета — это сеть сетей. В нём подчёркивается, что интернет не является чем-то единым целым, а состоит из множества частей — отдельных связанных между собой сетей, которые принадлежат разным компаниям и организациям, из разных стран. И замечательно, что все эти сети успешно взаимодействуют друг с другом.

Практически всегда при любом использовании интернета данные пользователей пересылаются не только внутри какой-то одной сети с одним владельцем, а проходят множество разных сетей с разными владельцами. В связи с этим обстоятельством возникают вопросы о том, как чужие данные обрабатываются в транзитных сетях.

Не видите потенциальной проблемы? — Посмотрим вокруг.

В качестве примеров других сетей сетей, возникших до интернета, можно привести: глобальную телефонную сеть, всемирную почту или международную сеть железных дорог.

Предполагается, что все их услуги оказываются всем пользователям с одинаковым уровнем качества. Правда, нужно уточнить, что здесь речь идёт об услугах одной категории. Ведь по телефонной сети можно передавать и голос, и данные; почта может доставлять и письма, и бандероли; письма могут быть разных категорий: обычными, экспресс, заказными, ценными; железная дорога может перевозить и контейнеры, и насыпной груз.

Одинаковый уровень качества, например, в отношении почтовой услуги означает, что письма одной категории и одного веса в Париж из Братиславы и из Варшавы будут доставляться немецкой почтовой службой (Deutsche Post) с одинаковой скоростью.

Такой порядок называют нейтралитетом. Английский термин “neutrality” иногда переводят как «нейтральность», но как советовал монах-францисканец Уильям из Оккама, новые (особенно, неточные) сущности лучше не плодить.

Да, сетевой нейтралитет — это хорошо. Но что было бы при его отсутствии?

На том же примере почтовой службы отсутствие нейтралитета могло бы выглядеть так, что письма из разных стран пересылались по территории Германии с разной скоростью.

Ещё более неприятным будет другой пример. Представим, что у немецкой почтовой службы есть агентство по рассылке писем с коммерческой рекламой. Если почтовая служба будет доставлять свои рекламные письма быстрее писем других отправителей, это станет примером отсутствия нейтралитета и предметом расследования.

Всё сказанное относится и к операторам публичных IP-сетей. Данные разных отправителей разным получателям должны обрабатываться и пересылаться одинаково. При этом, конечно, нужно учитывать тип данных: электронные письма, веб-страницы, файлы, видеопоток. Часть пересылаемых данных более чувствительна к скорости доставки и возможным задержкам, другая — менее чувствительна. Однако данные одной категории, отправленные разными пользователей разным получателям, должны обрабатываться одинаково!

Граница между допустимым учётом характера пересылаемых данных и уже недопустимым остаётся предметом долгих дискуссий.

Даже если согласиться с тем, что никакого различия в обработке данных любых типов не должно быть, технически реализовать этот подход удастся лишь в случае, когда между отправителем и получателем находятся исключительно быстрые сети с очень высокой пропускной способностью.

Другой крайностью является тотальный контроль трафика на уровне прикладного содержания.

История сетевого нейтралитета в США

В 2005 году Федеральная комиссия по связи (FCC, Federal Communications Commission) — независимое правительственное агентство Соединённых Штатов — установило четыре принципа «открытого интернета»:

  • потребители заслуживают доступа к законному интернет-контенту по своему выбору (выбор ресурса);
  • потребителям должно быть разрешено запускать приложения и пользоваться услугами по своему выбору, с учётом правовых ограничений (выбор приложения);
  • потребители должны иметь возможность подключать любые легальные устройства, не вредящие сети (выбор устройства);
  • потребители заслуживают выбора сервис- и контент-провайдеров, а также поставщиков приложений и услуг по своему усмотрению (выбор провайдера или услуги).

21 декабря 2010 года Федеральная комиссия по связи утвердила свой приказ об открытом интернете, запрещающий интернет-провайдерам препятствовать доступу клиентов к сайтам конкурентов и любым другим или затруднять его.

В этом приказе были сформулированы шесть принципов сетевого нейтралитета.

  • Прозрачность: потребители и поставщики имеют право знать базовые характеристики своего подключения к интернету и алгоритмы управления сетью.
  • Недопустимость блокировки: право отправлять и получать законные данные; запрет блокировки законных содержания, приложений, услуг и соединений, не вредящих сети.
  • Равные условия: все потребители и поставщики имеют право на равные условия, что означает запрет на необоснованную дискриминацию в отношении контента, а также на какие-либо соглашений о специальной скорости доступа для одних пользователей, не равной скорости доступа других пользователей.
  • Управление сетями: магистральные провайдеры могут участвовать в обоснованном управлении сетями; им не запрещается предлагать своим клиентам разные уровни обслуживания и связывать стоимость услуг с пропускной способностью предоставляемого канала связи.
  • Мобильная связь: условия, установленные приказом, не полностью применимы к мобильным устройствам, но требование прозрачности и запрет блокировки веб-сайтов или приложений должны применяться.
  • Наблюдение: учреждён консультативный комитет для мониторинга состояния открытости интернета и последствий применения установленных правил.

В 2014 году один из крупнейших американских телекоммуникационных операторов — компания Verizon — попыталась оспорить действие правил об открытом интернете на том основании, что он не является средством связи и не попадает под юрисдикцию Федеральной комиссии.

Поводом к судебному разбирательству стало желание крупных телекоммуникационных операторов договориться с крупными поставщиками контента об особых условиях, в том числе, об особой скорости его доставки потребителям (например, видеофильмов). Речь шла о, так называемых, «быстрых линиях» (fast lane). Понятно, что поставщики видеопродукции, не оплативших «быстрые линии», оказались бы в проигрышном положении.

Суд не согласился с позицией Verizon и признал FCC правомочной регулировать американскую часть интернета.

В феврале 2015 года Федеральная комиссия по связи — тремя голосами против двух — отнесла магистральную передачу данных в интернете к видам электросвязи, что позволило начать регулировать второй частью Закона о связи и продолжить придерживаться принципов сетевого нейтралитета.

Новый раунд

Публичная дискуссия о сетевом нейтралитете обострилась в начале текущего года, когда на должность председателя FCC был назначен Аджит Пай (Ajit Pai), противник принципа сетевого нейтралитета — один из тех двоих, кто в феврале 2015-го проголосовал против отнесения интернета к видам электросвязи и применения к нему принципов сетевого нейтралитета.

В апреле текущего года новый председатель предложил отменить действие принципов сетевого нейтралитета в отношении интернета и вывести его из-под действия Закона о связи.

Аджит Пай считает, что Федеральной комиссии по связи следует заниматься конкретными нарушениями конкуренции вместо «предотвращения гипотетического вреда». По его мнению, когда правительство встревает в проблемы интернета, оно душит инновации, мешает инвестициям и затрудняет рост; нет смысла устанавливать ограничения для всех, если нежелательные действия совершает всего несколько компаний.

Противники отмены сетевого нейтралитета утверждают, что нет никаких доказательств, что он хоть как-то повлиял на уровень капитализации отрасли или на инвестиции в неё.

Своё категорическое несогласие с предложением Аджита Пайья выразили не только миллионы интернет-пользователей, но и владельцы небольших компаний и стартапов, которые обоснованно опасаются, что в результате отмены сетевого нейтралитета конкуренция станет нечестной, так как откроет возможность для закулисных соглашений между крупнейшими игроками телекоммуникационного рынка.

Пока мы готовили эту статью произошло важное событие. 14 декабря 2017 года Федеральная комиссия по связи отменила свой собственный приказ от 26 февраля 2015 года и вновь вывела интернет (по крайней мере, его американскую часть) из-под действия второй части Закона о связи, устанавливающей принципы сетевого нейтралитета.

Формально этот акт вступит в действие через две недели. У противников отмены сетевого нейтралитета осталась возможность обращения в Конгресс, который может отменить постановление Федеральной комиссии по связи. Сделать это в предрождественскую неделю непросто.

Борьба за сетевой нейтралитет в США продолжается.

 

Ссылки: