«Почти анархия»: краткая история Fidonet — проекта, которому «нет дела» до победы над интернетом

03.02.2020

Бесконечные потоки рекламы, сомнительные дизайн-решения, страницы весом в десятки мегабайт — у сегодняшнего веба есть недостатки. Мы привыкли мириться с ними ради возможностей, которые открывает интернет. А в 80-90-х годах многие отказывались идти на компромиссы и выходили совсем в другую сеть, Fidonet. Мы расскажем, чем она привлекла людей и где применяется в наши дни.

 

В 80-х годах интернет был полон электронных досок объявлений (Bulletin Board System, BBS). Это были ранние версии интернет-форумов, которые позволяли публиковать сообщения по заданным темам. Одним из пользователей таких систем был программист, анархист и борец за права меньшинств Том Дженнингс (Tom Jennings). Он захотел создать собственное решение, которое будет дешевле и доступнее имевшихся на тот момент возможностей интернета. Как позже сам Дженнингс написал в истории Fidonet, единственным его желанием было увидеть, может ли такая система работать.

Первыми участниками новой сети стали сам Дженнингс и его друг Джон Мадил (John Madil), которые жили на разных побережьях США. Технически решение представляло собой сеть типа «точка-точка» (point-to-point) и связь устанавливали напрямую между двумя участниками. Они готовили свои письма в оффлайне, а отправляли в ночные часы, когда телефонная связь была дешевле.
 

Вопреки распространенной легенде, название сети вовсе не произошло от клички пса Дженнингса. У создателя Fidonet вовсе не было собаки, а слово fido означает простую дворнягу.

По этой схеме практически без изменений Fidonet работала и дальше, успешно совмещая онлайн-режим с оффлайном. Единственное, что поменялось в последующие годы — это структура самой сети.

Когда узлов стало больше пятидесяти, Том предоставил администраторам по городам возможность управлять сетями по географическому признаку. И Fidonet из линейной стала древовидной.

Структура Fidonet

 


Звание сисопа объединяло в себе статус и большую ответственность. Как мы говорили выше, эти люди отвечали за контент, который попадает в сеть через их узел. В русскоязычном руководстве по Fidonet даже упоминалось, что сисопы могли читать личную переписку пользователей, чтобы убедиться в отсутствии нарушений — какого-либо коммерческого контента, которых был запрещен в сети.

Главная обязанность сисопа — каждый день в установленное время обеспечивать доставку накопленных личных писем. Для этого в каждой зоне устанавливали так называемый «почтовый час» (Zone Mail Hour, ZMH). В этот период все ноды были обязаны остановить передачу файлов, закрыть доступ к конференциям и отвечать на звонки. В дополнение к ZMH в некоторых случаях существовали и локальные «почтовые часы», о которых договаривались в рамках городов.

Участники локальных сообществ сами выбирали ответственного. Ноды выбирали координаторов, у регионов были свои координаторы, у зон — свои, а на более крупном уровне — работали интерзональные кураторы. Координатор каждого уровня отвечал перед вышестоящим за все происходящее в зоне его полномочий. Все основополагающие правила были прописаны в «Политике». Дженнингс сводил все базовые требования к тому, чтобы люди думали о своих поступках и не мешали друг другу жить, но со временем координаторы начали вносить поправки и обновления.

В итоге нынешнюю, четвертую версию «Политики» Дженнингс назвал «вонючим горшком дерьма» (smelly old crock of shit), увидев там попытки ограничивать свободу слова.

Fidonet в России: к нам новая сеть пришла уже в 1990-м году — первая нода заработала 21 сентября в Новосибирске. Уже через неделю узел появился в Москве. В те времена Интернет был для большинства абсолютно недоступной технологией. А вот телефонная связь, наоборот, оставалась дешевой, что и послужило популярности сети.
 

Как общались в сети


Весь фидошный контент делился на личную (нетмейл) и публичную переписку (эхоконференции), а еще был обмен данными (файловые эхоконференции). Первая версия сети, в которой было всего два участника, допускала только обмен личными письмами. Когда пользователей стало больше, такой механизм оказался очень неудобым: если вы хотели отправить сообщение нескольким адресатам, процесс приходилось повторять для каждого из них. Эхоконференции решили эту проблему.

Они позволили публиковать контент для широкой аудитории. Чтобы не разорять сисопов (напомним, обмен данными шел по телефонным проводам), доставка сообщений шла постепенно — каждый узел отправлял письма ближайшим нодам, а те передавали дальше по цепочке.

С самых первых дней Fidonet была некоммерческим проектом, что повлияло на атмосферу в сообществе. Пользователям запрещалось вести коммерческую деятельность — зачастую именно такой контент и искали в письмах сисопы. За мат и оскорбления в большинстве эхоконференций полагался бан. Участников могли отчитать за оффтоп, ненужные цитаты и вообще за многословие — требовательность к трафику также была заложена в самую «ДНК» Fidonet.

Отчасти из-за таких строгих правил и специфики тогдашней онлайн-аудитории в Fidonet публиковалось много интересного, грамотного контента. Многие пользователи говорят, что нигде не получали такого удовольствия от общения, как в этой сети. А специалисты называют Fidonet одной из самых успешных иерархических структур, построенных на анархических принципах: вся власть пользователям, минимум запретов, а всё, что не запрещено — разрешено.

Закат эпохи


Пика своей популярности Fidonet достигла в середине 90-х, когда сеть насчитывала 40 тыс. узлов (подсчитать количество пойнтов невозможно по техническим причинам). После этого он начала проигрывать интернету борьбу за пользователей. Модемы стали дешевле, связь — доступнее, контент — «мультимедийнее». В отличие от Дженнингса и его последователей, массовую аудиторию не отвратила реклама. Кроме того, к концу 90-х неторопливый темп Fidonet совсем перестал отвечать представлениям о скорости общения. Сам Дженнингс перестал участвовать в развитии проекта во второй половине 90-х из-за расхождений с администраторами сети.

С другой стороны, Fidonet прошла традиционный путь для очень многих человеческих сообществ. Построенный на энтузиазме проект обладал многими выигрышными качествами, которые собрали ему армию поклонников. Эти люди выстроили собственный порядок и жили в нем несколько лет.

Со сменой поколений пользователей сменилось и настроение внутри Fidonet — старожилы писали, что времена уже не те, а новички стали хулиганить и заниматься троллингом.

Впрочем, совсем ставить крест на Fidonet не стоит. Технология FTN-сетей (Fido Technology Network) применяется для доставки специфических данных, например, для коммуникации между банками или правоохранительными органами. Данные передаются по интернету, но с сохранением специфики Fido (point-to-point, сеансовый принцип коммуникации, иерархическая организация).

Саму Fidonet сегодня населяют боты и небольшое число энтузиастов, которым по-прежнему претит Интернет. По-прежнему можно открыть свой пойнт, для чего нужно найти подходящий (в Москве для таких поисков есть эхоконференция N5020.POINT). При желании можно даже запустить ноду и почувствовать себя настоящим техноанархистом.

 

Зарегистрироваться